Отчет о рыбалке за 2021 год

Сезон рыбалки 2021 года можно считать давно законченным, рыболовные базы на Ахтубе закрылись еще в конце октября и на реке остались немногочисленные рыбаки из числа местного населения да браконьеры. Сразу оговорюсь, что этот сезон по рыбалке на Ахтубе и Нижней Волге был плохим. И в первую очередь из-за очень низкого уровня воды в реках на протяжении всего сезона после половодья. Мне удалось съездить на базу «Судачье Место»три раза за год — в феврале, апреле и июне-июле. И все три заезда я не попадал на хороший клев, что с моим опытом бывает редко. Ну а теперь все по порядку.

РЫБАЛКА В ФЕВРАЛЕ

На зимней рыбалке в Астраханской области я не был лет 8, в основном из-за отсутствия льда на самой реке, но в этом году решил однозначно посетить базу зимой. Половину зимы я прождал когда на Ахтубе образуется лед, однако из-за теплой погоды образовался он только к середине января, и по нему можно было перейти от базы на другой берег. По наблюдениям охраны базы, местные рыбаки ловили судака в застругах у противоположного берега. На базу мы приехали в первых числах февраля, но увы, предшествующая оттепель и подъем воды в реке лед как корова языком слизала!

Ахтуба февраль 2021

Рыбалка на реке была не возможна и оставались варианты ловить рыбу в ериках и речных затонах, там лед был надежный и достигал толщины в пол метра. Вода в реке прилично поднялась и затопила все прибрежные кусты и леса, где и скрывалась рыба. Основным местом для рыбалки был выбран затон напротив зимовальной ямы «Черный рынок». Здесь приличные глубины до 5 метров, затопленные кусты по берегам, ну и набуренные лунки предшествующих нам рыбаков. Затон расположен близко от базы, что так же послужило причиной выбора. Погода стояла плохая и дул сильный восточный ветер, перед порывами которого трудно было устоять на чистом скользком льду. В затоне ловилась на балансир только некрупная щука. Явные одноразовые поклевки судака присутствовали, но продолжения не было, какие бы приманки и наживки мы ему не предлагали. Зря я не взял подводную камеру, так бы хоть на рыбу посмотрел)

Рыбалка на Ахтубе зимой.

Короче в затоне толковой рыбалки не было и в один из дней пребывания на базе мы поехали по ерикам. Но и в ериках ничего интересного найти не удалось — клевала все та же мелкая щука, изредка-мелкий судак, на червя как из пулемета клевала мелкая плотвакрасноперка и окунь. А вот крупной рыбы совсем не было даже на жерлицы. Так вот промаявшись четыре дня на ветру мы поймали небольшую кучку мелкой щуки и уехали восвояси.

Зимний улов на Ахтубе

РЫБАЛКА В АПРЕЛЕ

Моя рыбалка в апреле была отвратительной, даже нечего вспомнить кроме плохой погоды! В конце марта — начале апреля на Ахтубу съезжаются рыбаки для ловли судака, и при хороших условиях рыбалка бывает лучше осенней. Но не в этот раз. Судак был пассивен и не ловился ни на троллинг, ни на джиг, ни другими способами. Все привычные места стоянки судака были заняты мелкой щукой, которая и вешалась на крючок время от времени. Мне удалось найти корягу вблизи «Черного рынка» где я пару дней на джиг половил жирных бершей и даже была поклевка и сход сома. Другим рыбакам повезло найти жереха и изрядно потрепать стаю, ловя экземпляры до 3 кг. Некоторым рыбакам удавалось забагрить толстолобика или другую крупную рыбу, но все это были единичные случаи основанные на рыбацкой удаче. А затем плохой клев перешел в полное бесклевие, наши нервы не выдержали и мы уехали с базы раньше запланированного срока

Пойманный толстолобик на Ахтубе

РЫБАЛКА В ИЮНЕ-ИЮЛЕ

На эту рыбалку я приехал на автомобиле прямиком с Алтая через Москву. Дорога конечно не легкая но интересная, 5500 км удалось проехать за 4.5 дня. Конец июня — один из лучших периодов для рыбалки на Ахтубе. Вода в реке спадает, мошка исчезает и отнерестившаяся рыба начинает усиленно питаться и, соответственно, ловиться. Но это в идеале, когда происходит правильный сброс воды на Волжской ГЭС. В этом году вода в реке опять стояла на высоком уровне всего пару недель и в начале лета Ахтуба уже встала в русло. А к середине лета вода вообще упала до минимальной отметки за последние 10 лет и так и стояла до конца сезона. Я приехал на базу 25 июня и у меня был настрой половить сазана и сома, ловлей которых я давно не занимался, предпочитая охотиться за судаком весной и осенью. Жару я не люблю и летом в Астрахань с ее зноем предпочитаю не ездить, но трофейный сом и сазан как раз и ловятся в самый летний зной, о чем говорит мой опыт прошлых лет. В 2011 или 2012 году в это же время за неделю рыбалки троллингом мной было поймано 6 сомов 2 из которых весили 55 и 65 кг! И сейчас были надежды на трофей, но смущала низкая вода в реке.

Ахтуба Июль 2021

Ловля сома троллингом — занятие довольно нудное. Можно часами и даже днями бороздить воблером дно речное но не увидеть ни одной поклевки. Я использую большие воблеры Mans 30+, их можно заглублять до 15 метров без дополнительных устройств. Ловля троллингом хороша тем, что если и клюют, то преимущественно трофейные экземпляры, в отличие от квока или донки, куда лезет и вся сомовья мелочь. Но в этот раз я решил ловить сома на донную снасть с использованием в качестве приманки саранчи. Саранчу приходилось ловить самому в темное время суток на кустах солодки, которая в изобилии произрастает вокруг базы. Для рыбалки нужно поймать штук 50 особей, так как на крючок насаживаешь по 3-4 шт, 2 донных спиннинга, и сом часто обгладывает саранчу с крючка. Короче, каждый вечер я тратил минимум по часу, чтобы собрать нужное количество саранчи.

Саранча на крючке

С выбором места для ловли сома на донку я не мудрил и облюбовал выход с ямы «Черный рынок» на глубинах около 20 метров. И от базы рядом, и яма хорошая и сом здесь обязательно должен был быть. Поклевки сома не заставили себя ждать, их было довольно много особенно в начале рыбалки, но вот реализовать поклевку и подсечь сома удавалось редко. Сом — очень осторожная рыба. И при всей своей огромности даже большие экземпляры нежно щиплют саранчу на крючке, а не заглатывают ее до «задницы» как многим может показаться) Самое большое за выезд на воду я поймал 7 сомиков весом 5-10 кг. и штук 5 более мелких было отпущено. За всю рыбалку попадались экземпляры и в 15 кг и на крючке сидели более крупные сомы, но вот вытащить я их физически не мог! Дело в том, что я люблю рыбачить один в лодке, как и в эту рыбалку. При поклевке крупного сома я могу вытащить его, если только утомлю в процессе борьбы. Но для этого я должен сняться с якоря и выбрать вторую снасть. А держа при этом спиннинг с крупным сомом на привязи я сделать этого еще ни разу не успел) Вывод простой: ловите сома вдвоем в лодке!

Пойманные Сомы

Лучше всего на донку сом ловился утром, но клевал и днем в жару, а вот вечером на закате почему то практически не ловился. Так я периодически посещал это местечко и вылавливал по несколько небольших сомиков. Рыбалка на донку в других местах оказалась менее успешной. Один день я решил все таки посветить ловле сома троллингом. Достал заросшие паутиной снасти на сома, но они у меня в полном порядке, воблеры хоть и старые но проверенные, и ближе к обеду в жару вышел на охоту. Честно говоря настрой у меня был изначально пораженческий, на жаре потеть не хотелось и делал я это скорее для галочки) Пошел троллингом прямо от базы вверх по течению в сторону «Черного рынка». Тут глубина плавно увеличивается с 5 метров и до 12 на выходе из ямы. И как раз на выходе у меня и случается поклевка довольно крупного сома, так что спиннинг согнуло в дугу, а трещотка на мультипликаторе сильно зазвенела! Борьба длилась минут 5-10, точно сказать не могу, так как сом вел себя очень агрессивно и за один рывок сматывал 20-30 метров лески. По ощущениям сом весил 30-40 кг, и я могу об этом судить, так как опыт ловли крупных сомов у меня не маленький. Но не фартануло, не повезло! Судя по всему тройник на воблере плохо пробил губу сома и при очередном напоре он освободился и был таков!

Донки на Сома

Сомовья рыбалка показала, что сом в реке есть, его не мало и он ловится. И мой знакомый егерь Виталик в этом сезоне поймал на донку с саранчой и по осени с лягушками много сомов, и некоторые превышали вес в 30 кг! Ну да ладно с сомом, мне еще нужно было поймать другого речного исполина — сазана. Мой личный рекорд сазан на 12 кг. Поймал я его лет 10 назад с лодки, ночью, и борьба была долгой и эмоциональной. Хотелось конечно и сейчас поймать что-нибудь подобное, но для ловли особо крупных экземпляров сазана нужна хорошая прикормка места. Я же, как и с сомом, утруждать лишними движениями себя не стал, наловил ахтубинских устриц, сварил кукурузы, собрал по сусекам всю прикормку и вечером уже по темноте отчалил от пристани. Эхолот и навигатор у меня в лодке есть, ориентируюсь я хорошо, поэтому встал куда хотел — по середине плато между базой и «Черным рынком» на перепаде глубины с 5 до 7 метров. Хорошо было бы если в это месте была коряга, но коряг на этом плато я не обнаружил.

Причал ночью

Расставив закидушки на сазана и хорошенько прикормив шарами из смеси глины и прикормки, я удобно устроился в лодке и стал ждать долгожданной поклевки. Поклевка сазана интересная — сначала кончик удилища начинает медленно кивать увеличивая амплитуду – сазан как бы засасывает наживку, а потом, почувствовав крючок, резко дергается и подсекается, главное удержать удочку. Однако поклевок долго не было, и только за полночь началось какое то шевеление. Это на перловиц начали поклевывать мелкие сомы и в конце концов они меня достали так, что от перловиц я отказался и заменил их на жмых. Расцвело рано, а сазан все не клевал. Изредка попадался мелкий сазан, подлещик и прочая бель. И только часам к 5 утра произошла первая поклевка сазана на жмых, которого я без проблем вытащил, весил он всего килограмма три. Через непродолжительное время я поймал еще почти такого же сазана но уже на кукурузу. Кстати, кукуруза должна быть натуральная вареная а не консервированная, которую очень быстро съедает разная бель. А затем клев вообще прекратился, как будто рыбу резко кто то разогнал.

Пойманный Сазан

Больше в этот приезд я сазана не ловил, слишком много заморочек с прикормом а времени на рыбалку оставалось мало. А если приехать на Ахтубу с целью поймать крупного сазана, найти подходящее место с глубинами 5-10 метров, да если там еще и коряга окажется, покормить это место дня три, да так, чтоб еще никто не видел, тогда шансы на поклевку трофейного экземпляра приближаются к 100%! Рыбаки, которые лагерем стояли на берегу и целенаправленно ловили сазана, непрестанно закармливая точку разными вкусностями, при мне ловили крупных сазанов, и судя по всему еще и лещей в добавок.

Прикормочные шары

Тем временем на базу приехали мои друзья с Тюмени и по старой памяти сразу ринулись ловить судака троллингом. Но увы, судак в этот раз не ловился вообще ни на троллинг, ни на джиг. А вот что постоянно вешалось на крючок, дак это мелкая щука. Притом клевала она и на 10 метровой глубине на джиг! Несколько раз я целенаправленно выходил на реку в поисках активного судака, но кроме мелочи ничего не ловил. Тюменцы посмотрели на это безобразие и тоже переключились на сома, чем и спасли рыбалку) Летняя поездка на базу «Судачье Место» мне все же понравилась – рыбы наловил, накупался и назагорался! А впереди еще была долгая дорога обратно на Алтай.

Рыбалка с пирса базы “Судачье Место”

РЫБАЛКА ОСЕНЬЮ

А рыбалки осенью на Ахтубе у меня не было! Осенью мы всегда приезжали в конце октября, но в этом году решили приехать на базу 6 ноября. Однако, как все уже знают, случился очередной локдаун и все базы с 30 октября закрыли. По данным разведки интересной рыбалки в Астраханской области этой осенью не было из-за низкого уровня воды. Так что с рыбалкой на Ахтубе я обломался, но зато всю осень гонялся за хариусом по Алтаю, и иногда успешно)